Образовательный процесс касается наименее защищенных от пропаганды членов общества – детей и подростков. Поэтому система информационной безопасности образовательного учреждения должна не только обеспечивать сохранность баз данных и содержащихся в них массивов конфиденциальных сведений, но и гарантировать невозможность доступа в стены любой пропаганды, как незаконного характера, так и безобидной, но предполагающей воздействие на сознание учащихся.
В понятие информационной безопасности образовательного учреждения входит система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом понятия станет защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.
В составе массивов охраняемой законом информации, находящейся в распоряжении образовательного учреждения, можно выделить три группы:
персональные сведения, касающиеся учащихся и преподавателей, оцифрованные архивы;
ноу-хау образовательного процесса, носящие характер интеллектуальной собственности и защищенные законом;
структурированная учебная информация, обеспечивающая образовательный процесс (библиотеки, базы данных, обучающие программы).
Все эти сведения не только могут стать объектом хищения. Намеренное проникновение в них может нарушить сохранность оцифрованных книг, уничтожить хранилища знаний, внести изменения в код программ, используемых для обучения.
Обязанностями лиц, ответственных за защиту информации, должно стать сохранение данных в целостности и неприкосновенности и обеспечение их:
доступности в любое время для любого авторизированного пользователя;
защиты от любой утраты или внесения несанкционированных изменений;
конфиденциальности, недоступности для третьих лиц.
Особенностью угроз становится не только возможность хищения сведений или повреждение массивов какими-либо сознательно действующими хакерскими группировками, но и сама деятельность подростков, намеренно, по злому умыслу или ошибочно способных повредить компьютерное оборудование или внести вирус. Выделяются четыре группы объектов, которые могут подвергнуться намеренному или ненамеренному воздействию:
компьютерная техника и другие аппаратные средства, которые могут быть повреждены в результате механического воздействия, вирусов, по иным причинам;
программы, используемые для обеспечения работоспособности системы или в образовательном процессе, которые могут пострадать от вирусов или хакерских атак;
данные, хранимые как на жестких дисках, так и на отдельных носителях;
дети, подверженные внешнему агрессивному информационному влиянию и способные создать в школе криминальную ситуацию. В последнее время перечень таких ситуаций существенно расширился, что говорит о возможной целенаправленной психологической атаке на сознание детей и подростков.
Нормативно-правовой способ защиты информационной безопасности
В России принята «Национальная стратегия действий в интересах детей», определяющая степень угроз и меры защиты их безопасности. Действия по ограничению агрессивного воздействия на сознание ребенка должны стать основными.
Морально-этические средства обеспечения информационной безопасности
В образовательной сфере большую роль играет система морально-этических ценностей. На ней должна основываться система мер, защищающих подростка от травмирующей, этически некорректной, незаконной информации. В целях защиты от пропаганды необходимо применять нормы закона «О защите прав ребенка», определяющие его права на защиту от сведений, которые могут причинить моральную травму.
Технические меры
Комплексную систему защиты всего периметра компьютерной сети должны обеспечивать специализированные программные продукты, например, выявляющие все возможные угрозы безопасности и применяющие меры по борьбе с ними.
Кроме того, должно быть предусмотрено программное обеспечение, ограничивающее доступ ребенка на определенные сайты (контент-фильтры).
Все меры должны применяться в комплексе, при этом необходимо определение одного или нескольких лиц, отвечающих за реализацию всех аспектов информационной безопасности.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
Всероссийский урок безопасного Интернета